Перспективы развития гимназии

Цель развития гимназии: формирование нового образовательного пространства гимназии, которое включает в себя ресурсные составляющие, содержание образования, организацию УВП, сохранение здоровья и безопасность обучающихся, систему дополнительного образования.

Цель образования: приобретение универсальных (системных, межпредметных, интегрированных, системообразующих) знаний о мире, человеке и человеческом обществе, то есть овладение межпредметными учебными компетенциями.

В основу развития нового содержания образования в гимназии будут положены следующие принципы:

  • научности, который постепенно переведёт учебный процесс на обучение с широким использование исследовательских методов;
  • целостности качественно нового учебного процесса как совокупности содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов с ориентацией на личностную траекторию образования;
  • создание всесторонних условий для развития творческого мышления обучающихся с учётом зоны их ближайшего и среднего развития и их объективных возможностей в познавательной деятельности.

Исходя из главной цели, которую мы ставим, приоритетные направления развития определяются представлениями о процессе формирования конкурентоспособной личности выпускника гимназии и основных положений программы развития, что потребует реализации следующих направлений:

  1. «Совершенствование структуры управления гимназией».
    • Оптимизация структуры управления гимназией, расширение полномочий общественных форм управления, подключение их к организации и руководству образовательным процессом, контролю качества образования, воспитательной работы.
    • Создание и реализация подпрограммы «Соуправление» в рамках воспитательной программы «Гимназист».
  2. «Повышение качества гимназического образования».
    • Разработка и реализация программы «Развитие информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных ресурсов (ЭР).
    • Активное использование новых образовательных технологий с целью реализации компетентностного подхода к образованию в гимназии.
    • Совершенствование качества образовательных услуг на основе маркетинговых исследований запросов обучающихся, родителей, социума.
    • Ликвидация перегрузок учащихся ( создание подпрограммы по этой проблеме в рамках комплексной программы «Здоровье»).
    • Тьюторское сопровождение образовательного процесса.
    • Экстернат.
    • Усиление гуманитаризации образования ( не увеличивая нагрузку на обучающихся).
    • Сегодня всё более актуальным становится изменение системы оценки качества образования в гимназии. Время настойчиво требует от нас проведения индивидуальной диагностики учебных достижений учащихся, определения таких показателей результативности образовательной программы, которые отражают не только государственный заказ, но и соответствуют потребностям и ожиданиям гражданских сообществ в развитии и формировании ключевых компетенций личности.

      Для решения этой проблемы в гимназии будет реализована программа «Внедрение количественных и качественных методов оценивания учебных достижений учащихся».

    • Переход на рейтинговую систему оценивания результатов обучения
      (3 ступень).
    • Расширение образовательного пространства гимназии за счет предпрофильной подготовки на II ступени и профилизации на III ступени.
  3. «Методическое обеспечение образовательного процесса».
    • Создание условий для построения восходящей индивидуальной творческой траектории преподавателя гимназии (оптимизация труда).
    • Внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута в практику работы всех преподавателей.
    • Овладение преподавателями различными методами диагностики и прогнозирования результатов учебного и воспитательного процессов.
    • Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской и поисковой работе.
    • Инициирование участия преподавателей в конкурсах профессионального мастерства и образовательных инициатив.
    • Широкое распространение дистанционных форм обучения преподавателей.
  4. «Развитие системы дополнительного образования детей».
    • Расширение пространства для реализации личностных достижений гимназистов средствами дополнительного образования (увеличение числа кружков, секций, клубов по интересам).
    • Развитие сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города при разработке гимназических социальных проектов и в процессе участия гимназистов в конкурсах и проектах всех уровней.
  5. «Совершенствование системы воспитательной работы в гимназии».
    • Развитие учащихся через реализацию гимназических проектов «Поколение», «Гимназические таланты», «Одаренные дети», «О, спорт! Ты мир!»
    • Развитие корпоративной этики гимназического сообщества в процессе организации публичных дискуссий в форме дебатов, круглых столов, обмена мнениями в гимназической прессе с участием всех заинтересованных сторон.
    • Разработка социальных проектов и их реализация гимназистами и преподавателями (проект «Школьное самоуправление: перспективы развития» уже внедряется. В форме деловой игры занятия с Советом старшеклассников проводит зав. лабораторией диагностики и профилактики аддиктивного поведения ИСО КГПУ им. К.Э.Циолковского – Аршанский М.В.)
  6. «Укрепление материально- технической базы гимназии».
    • Укрепление и развитие материальной базы гимназии в соответствии с современными требованиями к оснащению школ (КПМО).
    • Обеспечение образовательного процесса новыми техническими средствами коммуникации.
    • Создание концепции развития материальной базы (совместно с ПС, Советом гимназии).
  7. «Мониторинг реализации программы развития гимназии».
    • Совершенствование основных видов педагогического мониторинга в процессе реализации концепции развития гимназии: дидактического, воспитательного, управленческого, социально-психологического.

Такое определение приоритетов предполагает не только совершенствование УВП, но и совершенствование диагностики и анализа всех направлений функционирования гимназии. Поэтому будет развиваться гуманистический, личностно-ориентированный подход к воспитанию, развитию и воспитанию обучающихся.

Мы реализуем гимназическое образование как интегрированное, заложенное в базисном учебном плане общего среднего образования на повышенном уровне сложности, в предметах гимназического компонента, в элективных предметах. Гимназическое образование формирует широкий универсальный, а также гуманитарный потенциал за счёт углублённого и профильного изучения английского языка, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории на
III ступени обучения в форме ИУП.

Гимназия работает над построением новой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме развития, когда ученик учится сам, а учитель, помимо информативной функции, осуществляет рефлексивное управление, развивая мотивацию учебной деятельности, организуя координацию, консультирование, коррекцию и контроль деятельности обучающихся. Предполагается, что широкое распространение получат экстернат и тьюторское сопровождение УВП.

Работа гимназии по-прежнему будет строиться с привлечением научного потенциала вузов. Предполагается, что преподаватели вузов будут вести элективные предметы, сопровождать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, вести семинары для учителей гимназии, осуществлять научное руководство деятельностью гимназии.

    Исходя из вышеизложенного, сформированы следующие принципы реализации модели гимназии. 

  • Принцип гуманитаризации образования, способствующий формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития. Посредством гуманитаризации образования в гимназии осуществляется становление духовного мира человека,
    создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей.
  • Принцип гуманизации образования, являющийся основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса в гимназии
    становится развитие ученика.
  • Принцип развивающего обучения, опирающееся на «зону ближайшего развития ребенка». Развивающее обучение в гимназии предполагает отказ от преимущества репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся.
    Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которые формируют навыки умственного рационального труда.
  • Принцип индивидуализации обучения, предполагающий всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащегося. Индивидуализация обучения имеет
    своей задачей повышение мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
  • Принцип дифференциации, отражающийся в формировании структуры гимназии, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности учащегося. Дифференциация обучения предполагает формирование ступеней, классов, потоков и групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированное обучение проявляется в построении образователь-ной модели, учебного плана гимназии.
  • Принцип целостности образования, основанный на единстве процессов развития, обучения и воспитания учащихся. Принцип проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность
    педагогических технологий содержанию и задачам образования.
  • Принцип непрерывности как фундаментальная основа организации целостной системы образования повышенного типа ‘всех ступеней полного среднего образования.

Инновационная деятельность гимназии по осуществлению перспективы развития

Современные социально-экономические условия, углубляющийся процесс гуманизации и гуманитаризации образования требуют от нашего учебного заведения изменения методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса.

    Гимназия на современном этапе выполняет следующие функции: 

  • обеспечение условий для самоопределения личности, ее творческого развития и самореализации;
  • развитие духовных сил, способностей и умений, формирование характера и моральной ответственности;
  • целенаправленная социализация личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, подготовка к профессиональному самоопределении.

    Содержание инновационной образовательной деятельности:

     

  • совершенствование методической работы;
  • активизация учебного процесса (изменение содержания учебных программ, создание единой концепции преподавания данного предмета в гимназии, совершенствование диагностики качества обучения и результатов УВП, использование информационных компьютерных технологий в предметном обучении;
  • проектирование образовательного пространства (введение технологии самообразования учащихся, создание Центра исследовательской деятельности учащихся, выход на международное сотрудничество, введение вспомогательных служб);
  • профильное обучение;
  • эксперимент по введению ИУП (индивидуальных учебных планов) на третьей ступени обучения;
  • участие в эксперименте по апробации образовательных стандартов второго поколения на 1 ступени обучения;
  • научно-исследовательская деятельность учащихся (НОУ);
  • работа с одаренными детьми;
  • дополнительная образовательная деятельность;
  • демократизация управления через новые формы самоуправления (родительский комитет, Попечительский совет, Совет старшеклассников,
    Совет гимназии), внедрение новых форм, обеспечивающих доступность и открытость информации в гимназии (школьная пресса, стенды, страничка в Интернете, ежегодные отчеты директора перед школьным сообществом, родительской общественностью и Попечительским советом).
    В настоящее время инновационная деятельность в гимназии осуществляется в соответствии с профилем нашего образовательного учреждения, социального заказа, а также запросов учащихся и их родителей, и ведется по не-скольким направлениям: 

  1. Обновление языкового образования: введение второго иностранного языка по выбору учащихся.
  2. Апробация нового УМК. Продромоу «Звезда» по английскому языку в 10-11-х классах.
  3. Создание профильной модели обучения на основе ИУП в 10-11-х классах.
  4. Введение элективных предметов на 3-й ступени обучения.
  5. Внедрение УМК М.С.Соловейчик по русскому языку в 1-4-х классах.
  6. Утверждение УМК Л.Г.Петерсон по математике в 1-4-х классах.
  7. Развитие речи учащихся 2-4-х классов на основе программы Т.А.Ладыженской.
  8. Введение нового УМК под ред. Пахновой по русскому языку в 10-11-х классах.
  9. Диагностика уровня воспитанности учащихся 1-11-х классов.
  10. Информатизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса.
  11. Организация научно-исследовательской работы учащихся в рамках ученического научно-исследовательского общества.
  12. Изучение, апробация и внедрение новых технологий обучения, ориентированных на творческое развитие учащихся.
  13. Осуществление комплексно-целевой программы «Здоровье».
  14. Организация научно-исследовательской деятельности учителей, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  15. Участие в эксперименте по новой системе оплаты труда в сфере образования.
  16. Совершенствование общественно- государственной системы управления гимназией (создание Совета гимназии).
    Таким образом, инновационная система гимназии представляет следующее единство: технологические инновации (современные компьютерные и телекоммуникационные технологии); 

  • педагогические инновации (новые технологии обучения и воспитания);
  • организационные инновации (новые организационные структуры);
  • экономические инновации (новые, экономические механизмы в сфере образования).

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что сохраняя традиции, коллектив гимназии модернизирует учебный процесс в соответствии с требованиями времени и социальным заказом, стараясь максимально развивать способности обучающихся, определяя свою образовательную политику в интересах ученика и его родителей.

Комментарии запрещены.